Стоит ли отменять часть налогов на бензин для поддержки населения

Споры о налоговом регулировании не утихают, а стоит ли замораживать цены на бензин, если нефть дешевеет? Нужно ли отменять налоги для нефтяных компаний ради снижения цен на бензин? Попытаемся ответить на эти вопросы, проследив всю производственную цепочку от нефтедобывающих компаний и до потребителя.

Из чего складывается цена на бензин

Прежде чем попасть к конечному потребителю нефть проходит определенный производственный цикл. На каждом этапе есть свои расходы, вот основные факторы, определяющие динамику цен на бензин.

Налоговая составляющая:

  • Налог на прибыль – 20%;
  • Налог на имущество — 2,2%;
  • НДС – 18% ( с 1 января 2019 г.- 20%);
  • НДПИ – 919 рублей за 1 тонну;
  • НДД —  с 1 января 2019 г.;
  • Акциз – 11 892 руб. за 1 тонну.

Производственная себестоимость:

  • Цена на сырье — определяется путем биржевых торгов, до недавнего времени имела устойчивый восходящий тренд и находилась на отметках выше 80 долларов за баррель;
  • Оплата труда персонала — колеблется в зависимости от квалификации и числа работников в каждой отдельной компании ( сюда входят и взносы в ФНС (13%), ФСС (2,9%), ПФР (22%) и ФОМС(5,1%) вычитающиеся из заработной платы работников;
  • Добавки и другие химикаты — из-за роста цен на нефть повысился спрос, чем вызван рост издержек;
  • Расходы на амортизацию и модернизацию — неуклонно растут из-за освоения новых месторождений и являются основной причиной закредитованности Роснефти и Газпрома, о чем можно узнать из квартальных отчетов компаний;
  • Разведовательные и прочие работы;
  • Транспортные издержки — до 5%;

Некоторые нефтяные компании, такие как Роснефть, получают льготы при разведывании новых месторождений, однако этот подход применяется не ко всем и носит точечный характер. Пока это скорее экспериментальные попытки стимулировать разведку, спасая отрасль от проблемы сокращающейся добычи и истощения.

Ко всему перечисленному необходимо добавить и расходы АЗС и их коммерческую наценку. Эта величина будет варьироваться в соответствии с удаленностью от НПЗ и конкуренцией между местными самими АЗС. Ориентировочно маржинальность бизнеса не превышает 5% и постоянно снижается. Для многих АЗС характерна ситуация, когда сопутствующая торговля и услуги приносят больше прибыли, нежели продажа топлива. Но она обеспечивает стабильный трафик, чем и пользуются торговцы.

Стоит ли отменять налоги

Если говорить открыто, то подкрученная налоговая система под условия низких нефтяных цен позволила собрать рекордные доходы. Сейчас мы находимся в обратной ситуации — нефтяные котировки стремительно идут вниз. Мы предупреждали об этом своих читателей.

Если сейчас ослабить для нефтяников налоговый режим — о бездефицитном бюджете можно будет забыть на ближайшие два года. А это прямо противоречит планам правительства о масштабных расходах на инфраструктурные проекты. Смогут ли расходы на инфраструктуру запустить экономический рост? Это отдельный вопрос, который мы рассмотрим в следующих публикациях.

В результате бюджетного правила и закупки валюты были сформированы огромные запасы. Очевидно что часть из них будет пущена обратно в экономику, но в каких пропорциях и какие сектора станут главными бенифициарами сложно сказать. Одно можно сказать с уверенностью — значительного повышения социальных расходов в бюджете на ближайшие три года не заложено. Получается, что инфраструктурные проекты оплатит население.

Что ждет население в текущих условиях

Так как цены на нефть снижаются, нефтяники перестанут получать сверхприбыли. Совершенно понятно, что от лишнего дохода они не откажутся. Соответственно цена на бензин не уменьшится, тем более, что с 2019 года вводятся дополнительные налоги для отрасли.

В результате получится, что налоговая составляющая полностью выберет ту разницу на которую бензин мог подешеветь в результате снижения цен до 60 долларов за баррель.

Итоги

Не стоит рассчитывать на серьезное повышение цен на бензин с текущих отметок, так как весь потенциал роста уже исчерпан. На пороге очередной экономический кризис и страны — экспортеры нефти стремятся продать как можно больше сырья. По нашим оценкам — цена нефти на ближайшие 6 месяцев не превысит 65, что позволит сгладить негативный эффект. Однако если правительство не перестанет облагать нефтяников дополнительными налогами, то общий ущерб для экономики будет намного выше чем потенциальная прибыль. Просто высокие топливные издержки станут причиной снижения деловой активности.

NikeRuzvelt

Главный аналитик

avatar
  Подписаться  
Уведомление о